Определение жанра фильма

Краткие инструкции, Правила, Справки
Самая важная информация! ЧИТАТЬ ВСЕМ и Всегда! Большинство решений вопросов здесь
Аватара пользователя
Автор темы
Раздал: 47.56 ГБ
Скачал: 7.29 ГБ
Ратио: 6.549
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 6 лет 11 месяцев 19 дней
Откуда: Одесса
СообщениеДобавлено: 18 дек 2010, 16:01


Определение жанра

Жанристорически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждом из видов искусства деление на жанры имеет свои особенности и не совпадает с другими видами. Тем не менее, окончательного определения термина «жанр» не существует, и понятия «род», «вид», «разновидность» часто используются как его синонимы. При этом для каждого из видов искусства характерно изменение набора жанров в соответствии с эпохой.

Общая для искусствоведения в целом проблема определения жанра актуальна и для кинематографа. При этом проблема жанра связана с широко употребляемым термином «жанровое кино», которое часто понимается как синоним коммерческого кино, рассматривающего фильм как продукт, востребованный зрителем, и противопоставляется «авторскому» кинематографу, имеющему в основе, по определению Маргарете фон Тротта, самовыражение личности, индивидуума или какой-либо культуры. Фолькер Шлёндорф, говоря об авторском кино, отмечал, что «режиссеры, работавшие в этой системе, благодаря силе своей личности, накладывали определенный отпечаток на свои фильмы, у них был определенный почерк, по которому их сразу узнавали». В свою очередь, жанровое кино должно подчиняться собственно «законам жанра», или определенным стереотипам, при создании фильма. Противопоставление авторского и жанрового кинематографа ярко выражено в манифесте «Догмы 95», пункт 8 которого гласил, что жанровое кино запрещено.
В то же самое время, существуют фильмы авторского кино, которые можно с большой степенью уверенности отнести к тому или иному уже существующему жанру, т.е. понятия "авторский" и "жанровый" вообще говоря не взаимоисключают друг друга. Так же есть случаи, когда успешный авторский фильм порождал массу авторов-последователей, что в итоге приводило к появлению в кинематографе нового направления, закладывало фундамент для появления нового жанра игрового кино.
Поэтому в последнее время фильмы стали часто стали разделять на авторское кино (которое иногда тоже может быть жанровым), и так называемый "мейнстрим" (основную массу прокатных, высокобюджетных фильмов, которые обычно бывают "жанровыми" для привлечения массового зрителя). Поскольку успешные прокатные фильмы "мейнстрима" делаются чаще всего с коммерческими целями, то для их достижения обычно учитываются уже сложившиеся "жанровые стереотипы" и ожидания массового зрителя (вестерн, боевик, мелодрама и т.п.). Это облегчает выполнения коммерческих задач фильма и создатели фильмов для широкой аудитории обычно ориентируются на тот или иной устоявшийся жанр и его "законы" в процессе создания фильма. Такие фильмы обычно гораздо легче поддаются стандартному классифицированию, чем фильмы авторские, служащие прежде всего целям самовыражения режиссера-создателя авторского фильма.
Таким образом речь идет не о полном безоговорочном противопоставлении авторского кино жанровому, а скорее о том, что авторское кино обычно на порядок сложнее поддается стандартному классифицированию. В связи с этим, иногда даже говорят обо всем авторском кино как о своего рода отдельном жанре кинематографа.



Возникновение и становление жанров

Понятие киножанра начало формироваться с становлением студийной системы Голливуда. Оно помогло систематизировать производство фильмов и облегчило их продвижение на рынке. Также, на протяжении «золотого века» Голливуда, когда студии выпускали кинофильмы сотнями, классификация предлагала сценаристам некие шаблоны для работы. Каждая студия специализировалась на производстве фильмов определённого жанра: Paramount Pictures - на комедиях, Universal Studios - на фильмах ужасов, Metro-Goldwyn-Mayer - на мюзиклах. В это же время некоторые режиссёры стали ассоциироваться у зрителей с конкретными типами кинофильмов: Альфред Хичкок - с триллерами, Джон Форд - с вестернами, Дуглас Сирк - с мелодрамами. Однако прежде всего зрители связывали определённые жанры с актёрами: Джона Уэйна и Рэнфольда Скотта с вестернами, Джеймса Кэнги и Эдварда Г. Робинсона с гангстерскими фильмами, Джоан Кроуфорд и Барбару Стэнвик с мелодрамами, Бориса Карлоффа и Белу Лугоши с ужасами. Со временем актёры стали так тесно связаны с определёнными жанрами, что появление их в фильмах нового другого жанра становилось сенсацией. В наше время жанры и актёрские амплуа стали куда более гибкими, хотя в сознании зрителей, например такие актёры как Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталонне ассоциируются с боевиками, Джим Кэрри и Лесли Нильсон - с комедиями. Также существуют режиссёры специализирующиеся на фильмах определённого жанра, например: Уэс Крэйвен и Ламберто Бава - на фильмах ужасов, Джон Хьюз - на фильмах для подростков, Вуди Ален - на комедиях, Дэвид Цукер - на пародийных комедиях, Джон Ву - на боевиках, Роланд Эммерих - на фильмах-катастрофах. За годы существования, популярные мотивы стали клише и традиционные киножанры стали приобретать новое иное толкование, расхожие клише стали оспариваться и высмеиваться и пародироваться.


Система жанров

Исследователи отмечают, что чёткой системы жанрового кино в настоящее время не существует. Согласно Большой советской энциклопедии, жанры кинодраматургии, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают. Киновед Д. Солунский также полагает, что «мы имеем дело с динамическим процессом, а не со статичной структурой. Процесс жанрообразования идет на наших глазах. Творческим продуктом, артефактом, становится не только фильм, но и жанровая формула. Раньше она не была творческим продуктом, произведение вписывалось в какой-то жанр автоматически, по объективным критериям. А теперь это креатив.»

Зарубежные авторы также видят трудности в определении и систематизации жанров. Исследователь Дэниел Чандлер даже называет эту проблему «минным полем теоретика». Сомнению подвергается сама возможность создания ясной и объективной системы распределения фильмов по жанрам.

Роберт Стэм усматривает четыре ключевых проблемы в исследовании жанра: объем использования конкретного жанрового термина; поиск жёстких критериев отнесения к тому или иному жанру; чёткость определения жанра, позволяющая отнести каждую картину только к одному жанру; проблема эссенциалистского подхода и изменения содержания жанра с течением времени.

Вместе с тем, киновед Бордвелл обращает внимание на то, что широкая публика и кинопроизводители не уделяют внимания академическим исследованиям в области теории киножанра, а применяют собственные жанровые ярлыки, которые являются не жанрами в строгом смысле слова, но расхожими определениями групп фильмов.


Практическое значение жанровой системы кинематографа

Наряду с киноведческими классификациями, опирающимися на свою собственную систему критериев у классификации кинофильмов на жанры есть отчетливая коммерческая и маркетинговая задача - сориентировать зрителя на предмет какой примерно фильм он увидит в ближайшие несколько часов, интересует ли его это зрелище и стоит ли отдавать за просмотр фильма деньги.
Поэтому жанровая принадлежность фильма обычно имеет большое значение в случае его проката в кинотеатрах и показа на телевидении.


Жанровая система IMDb

Портал Internet Movie Database (IMDb) применяет собственную систему деления фильмов по группам, в которой одна лента может относиться к нескольким «жанрам» одновременно. Авторы сайта при этом делают оговорку: «Что такое жанр? Жанр — это просто распределение фильмов по определенным типам на основе их стиля, формы или содержания. Многие фильмы могут быть с легкостью отнесены к таким категориям, как вестерны, драмы или комедии. Но конечно, некоторые фильмы не укладываются в эти рамки, поэтому этот список условен.» В систему IMDb входят как классические жанры, например, комедия или приключенческий фильм, так и виды кино, то есть документальное и анимационное, а также телевизионные жанры, как ток-шоу и новости. Жанровая система IMDb служит примером достаточно прагматичного подхода к решению теоретической киноведческой задачи о классификации фильмов по жанрам.


Авторское кино и «мейнстрим»

В качестве подхода к классификации жанров следует упомянуть разделение кино на «мейнстрим» и авторское кино. Основные жанры «мейнстрима» достаточно хорошо известны перечислены в таблице ниже, хотя отдельные рубрики этой классификации до сих пор вызывают немало споров у киноведов-теоретиков кино. Как правило, «мейнстрим»-фильм нацелен на коммерческий результат. Поэтому его можно гораздо отчетливее классифицировать, чем кино авторское. Создатели коммерческого кино тяготеют к определенным жанровым решениям для того чтобы соответствовать ожиданиям зрителей, как минимум окупить многомиллионный бюджет фильма, извлечь прибыль. Поэтому режиссеры достаточно редко отваживаются на глобальные эксперименты в коммерческом кино, часто ограничиваясь внесением отдельных новаторских, авторских элементов.
К авторскому кино часто также вполне применимы классификации, подобные приведенным в таблице, хотя ещё чаще бывает так, что авторские фильмы очень плохо поддаются уже устоявшимся разделениям кино на жанры. В единичных случаях успешное авторское кино даже порождает новые направления, ранее не существовавшие. В авторском кино особую роль играет личность автора-создателя фильма, весь фильм носит отпечаток личности автора, вплоть до самых мелких деталей. Как правило автор является режиссером, контролирующим процесс создания фильма на всех его этапах. Помимо режиссуры создатель авторского кино часто также активно участвует в написании сценария, монтаже фильма и прочем, что позволяет режиссеру достичь большей степени раскрытия своих замыслов, индивидуального видения картины окружающего мира, полнее самовыразиться.
Таким образом, в случае с авторскими фильмами становится не столь важным к какому именно «типовому» жанру кино тяготеет (и можно ли вообще отнести его к какому-либо из уже существующих общепризнанных жанров кино) созданный конкретным автором фильм, сколько его неповторимая индивидуальность и своего рода «непохожесть». Успешный авторский фильм часто бывает новаторским, уникальным, его трудно «положить на полочку», наклеить ярлык того или иного общеизвестного жанра, тем самым в определенной степени отделив от личности режиссера-создателя, стандартным образом проклассифицировать. Зачастую сами авторы-режиссеры весьма болезненно реагируют на то, что их творчество пытаются втиснуть в рамки тех или иных стандартных классификаций и тем самым в определенной степени обезличить, лишить неразрывной связи с автором-создателем. Чтобы подчеркнуть этот факт, иногда даже говорят об авторском кино как об особом отдельном кинематографическом жанре.
Феномен авторского кино известен очень давно, существует и активно развивается теория авторского кино, регулярно проводятся фестивали авторского кино, существует множество успешных режиссеров авторского кино, завоевавших мировую известность, привлекших множество последователей и оставивших свой след в кинематографе в виде созданных ими новых жанров и направлений кино, обогативших своими находками язык кино, создавших новые оригинальные приемы операторской съемки, монтажа, подходы к построению сценария, оригинальному сочетанию изобразительной и повествовательной компонентов фильма и мн. др.

Вместе с тем авторское кино — понятие весьма динамичное, вызывающее массу споров и по-разному определяется в зависимости от субъективных предпочтений того или иного теоретика кино.

Для массового зрителя гораздо большее значение чем авторское кино, часто имеет игровое кино «мейнстрима», общепонятное «жанровое» кино, «художественные фильмы». Их классификация приведена в таблице ниже.


Жанры:

Анимация:
Анимационное кино (англ. animation - мультипликация) - вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объемных (объемная мультипликация) объектов. Развивается в разных жанрах.

Боевик:
Боевик (англ. action movie, букв. фильм действия) - этот жанр киноискусства иллюстрирует известный тезис «добро должно быть с кулаками». Главный герой обычно сталкивается со злом в самом очевидном его проявлении: преступление, коррупция, терроризм, убийство. Не находя иного выхода, главный герой решает прибегнуть к насилию. В результате уничтожению подвергаются десятки, а иногда и сотни злодеев. Хэппи-энд - непременный атрибут боевика, зло должно быть наказано.

Вестерн:
Вестерн (англ. west - запад) - в классических фильмах этого жанра действие происходит на Диком Западе Америки в XIX веке. Конфликт обычно разворачивается между бандой преступников, представителями властей и охотниками за наградой (англ. bounty hunter). Как и в обычном боевике, конфликт разрешается насилием со стрельбой. Вестерны пропитаны атмосферой свободы и независимости, характерной для запада Соединённых Штатов.

Истерн:
Истерн (англ. east - восток) - жанр, во многом напоминающий вестерн. Принципиальным отличием жанра является то, что все действия происходят на востоке, и показана немного иная культура и «религия». Восток, как известно - дело тонкое.

Криминал:
Криминальное кино (англ. crime – преступление) - действия фильмов этого жанра построены на криминальных преступления, разборках гангстеров, группировок, и прочее, что и является основой сюжета. Действия фильма могут происходить например в США в 30-40е годы, во время рассвета гангстерских группировок

Каратэ:
Каратэ-фильм - фильмы этого жанра сюжетно мало отличаются от обыкновенных фильмов жанра «экшен». Но в противостоянии персонажей каратэ-фильмов упор делается не на применение огнестрельного оружия, а на рукопашные схватки с применением приёмов восточных единоборств.

Экстрим:
Экстремальное кино (англ. extreme - противоположность). Сейчас это слово сильно укрепилось в нашем лексиконе. Оно стало для нас синонимом слова «риск». В фильмах этого жанра не последнюю роль играют современные экстремальные виды спорта и увлечения. Экстрим фильмы, это почти всегда «экшен».

Детектив:
Детектив (англ. detective, от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - жанр, произведения которого неизменно содержат иллюстрации преступных деяний, следующего за ними расследования и определения виновных. У зрителя, как правило, возникает желание провести собственное расследование и выдвинуть собственную версию преступления.

Триллер:
Триллер (от англ. thrill - трепет) - так называют фильмы, стремящиеся создать у зрителя ощущение напряжённого переживания, волнения. Жанр не имеет чётких границ. Часто к триллерам относят детективно-приключенческие фильмы, акцент в которых смещён на подготовку к какому-то уникальному преступлению. К триллерам также часто относят фильмы ужасов. Признанным мастером триллеров считается режиссёр Альфред Хичкок.

Саспенс:
Саспенс (англ. suspense - неопределённость) - это разновидность триллера или фильма ужасов. Слово «саспенс» ввел в обращение Альфред Хичкок, определив его как «состояние легкого посткинематографического ужаса вкупе с хорорным (англ. horror - ужас) пощипыванием подложечного пространства, сопровождаемое повышенным интересом перципиента к происходящему на экране»

Приключения:
Приключенческий фильм - в отличие от боевика, в приключенческих фильмах акцент смещён с грубого насилия на смекалку персонажей, умение перехитрить, обмануть злодея. В приключенческих фильмах героям предстоит оригинально выпутаться из сложных ситуаций. «Хэппи энд» также очень вероятен.

Ужасы:
Фильм ужасов (англ. horror film, horror movie) - жанр художественного фильма. К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного.

Комедия:
Комедия (греч. komodia) - жанр, характеризующийся юмористическим (сатирическим) подходом. К этому жанру относятся фильмы, которые ставят целью рассмешить зрителя, вызвать улыбку, улучшить настроение.

Черная комедия:
Черная комедия – в отличии от комедии характеризуется тем, что цель рассмешить зрителя достигается за счет «черного» юмора

Пародия:
Пародия - еще один вид комедии, но основанный на пародировании чего-либо (например, на пародировании других фильмов или целых направлений кино, что бывает чаще всего)

Драма:
Драма (греч . drama, букв. - действие) - литературный и кинематографический жанр. Специфику жанра составляют сюжетность, конфликтность действия, обилие диалогов и монологов. Драмы изображают в основном частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Мелодрама:
Мелодрама (от греч. meloz - песня и драма) - жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных ситуациях на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.

Трагедия:
Основу трагедии (греч. tragodia, букв. - козлиная песнь, от trаgos - козёл и odе - песнь) составляет столкновение личности с миром, обществом, судьбой, выраженные в борьбе сильных характеров и страстей. Но, в отличие от обычной драмы, трагическая коллизия обычно завершается гибелью главного героя.

Трагикомедия:
Трагикомедия - жанр, который обладает признаками как трагедии, так и комедии, и выстроен по своим специфическим законам.

Катастрофа:
Фильм-катастрофа - фильм, герои которого попали в катастрофу и пытаются спастись. Речь может идти как о природной катастрофе (смерч, землетрясение, извержение вулкана и т. п.) или техногенную катастрофу (крушение самолёта, например).

Фантастика:
Фантастика (от греч. phantastike - искусство воображать) - разновидность художественной литературы; её исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину «чудесного мира», противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии.

Мистика:
Мистика - является жанром фантастических фильмов, но действия в фильмах связано с взаимодействием людей и различных таинственных сил. Последние не поддаются однозначному научному описанию, чем и отличаются. Отношения с ними обычно связаны с различными моральными проблемами.

Фэнтези:
Фэнтези - является жанром фантастических фильмов. Основное отличие таких фильмов, в том, что действия происходят в мирах, которыми правит не технология, а «меч и магия». В фэнтези часто фигурируют не только люди, но и разнообразные мифологические существа - эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и демоны.

Антиутопия:
Антиутопия (от греч. anti - против, eu – благо и topos – место, т.е. анти (не) благословенное место). Фильмы этого жанра, всегда фантастика, всегда мрачные и сюжет связан с тоталитарным режимом.

Киберпанк:
Киберпанк (англ. cyberpunk, от слов cybernetics - кибернетика и punk - дрянь, отребье) - жанр научной фантастики, фокусирующийся на компьютерах, высоких технологиях и проблемах, возникающих в обществе в связи с губительным применением плодов технологического прогресса. Иногда киберпанками называют ироничных пользователей сети Интернет, а также хакеров. Термин киберпанк придуман и введён в употребление писателем Брюсом Бетке, который в 1983 году опубликовал одноимённый рассказ. Основой сюжета часто является борьба хакеров с могущественными транснациональными корпорациями.

Мьюзикл:
Музыкальный фильм - мюзикл или оперетта, перенесённая с театральных подмостков на киноэкран. Много песен, танцев, красивые костюмы и декорации. Обязательно присутствуют элементы мелодрамы и часто «хэппи энд». Насилие если и есть, то в самой безобидной форме.

Спектакль:
Спектакль (лат. spectaculum - зрелище) - произведение театрального искусства, созданное в соответствии с замыслом режиссера (балетмейстера и дирижера; режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, художников-декораторов, композиторов и других членов театрального коллектива.

Биография:
Биография (греч. biographia - описание жизни) - описание жизни человека. Фильмы этого жанра является источником первичной социологической информации, позволяющий выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности.

История:
Исторический фильм - фильмы этого жанра киноискусства реконструируют реально происходившие исторические события. Исторические фильмы обычно бывают высокобюджетными, с красивыми костюмами и декорациями, нередко с внушительными массовками.

Военный:
Военный фильм или батальный фильм - исторический художественный фильм, реконструирующий события реально происходившей войны или сражения, амуницию, оружие, приёмы и организацию боя. В центре художественной композиции батального фильма обычно находится сцена главного сражения, съёмки которого сочетают широкие панорамные планы с крупными планами героев фильма. Батальные фильмы - одни из самых затратных жанров в кинематографе, поскольку часто требуют привлечения или изготовления военной техники, разрушения декораций, больших костюмированных массовок, сложных компьютерных эффектов и т.п.

Документальный:
Документальное кино (или неигровое кино) - жанр кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях. В настоящее время документальное кино прочно вошло в киноискусство всего мира.

Семейный:
Семейный фильм - детские фильмы и фильмы, предназначенные для просмотра всей семьей. Фильмы этого жанра зачастую лишены насилия, имеют множество элементов мелодрамы, комедии с незамысловатым юмором, или приключения.

Сказка:
Фильм-сказка, фильмы, которые сняты по мотивам сказки, и являются повествовательным жанром, допускающим известную долю вымысла и содержащие необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские), достоверность которых ставится под сомнение.

Спорт:
Спортивный фильм - фильмы этого жанра посвящены или их сюжетная линия напрямую связана с каким либо видом спорта или спортивными событиями.

Эротика:
Эротический фильм - этот жанр кинематографа, где основным инструментом передачи эмоций выступают сексуальность, чувственность и ню. Поведение персонажей изображенных в эротическом произведении может быть связано как с искренним, почти божественным чувством любви, так и с обыкновенным сексуальным вожделением. В отличие от порнографии, эротические фильмы не акцентируют внимание на графические детали половых органов и полового акта. В эротических фильмах часто присутствует элемент недосказанности, незаконченности сюжета - окончание изображаемой любовной прелюдии, ее детализация отдается на откуп воображению зрителя.

Вернуться в Правила, инструкции, советы, FAQ

Кто сейчас на конференции

Сейчас эту тему просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1